Цветная портретная съемка с электрическим освещени­ем

В тех случаях, когда в помещении имеются осветительные приборы с достаточно мощными лампами накаливания, для съемки портретов используют пленку типа ЛН. Когда в распоряжении фотографа имеются электронные импульсные лампы, портреты снимают на пленку типа ДС.

При цветных съемках используют те же осветительные приборы направленного и рассеянного света, которые применяют при черно-белых съемках (ил. 52). Поскольку при цветных съемках лучшие результаты получаются при менее контрастном освещении, то предпочтительными являются приборы с рефлекторами большого размера или же перед осветительными приборами устанавливают рассеивающие сетки или матированные прозрачные пластмассовые экраны.

Поиск наилучшего портретного освещения при наличии осветительных приборов с лампами накаливания начинают с выбора положения источника рисующего света 1 по отношению к выбранному направлению съемки. Затем выбирают высоту расположения этого источника и угол, под которым сверху освещается лицо фотографируемого человека. Регулируют интенсивность рисующего света до достижения заданной ключевой яркости и одновременно расширяют площадь светящейся поверхности светорассеивающей сетки, экрана или рефлектора. Источник 2 используют для подсветки теней. Его располагают ближе или дальше от лица фотографируемого человека. Источник 3 применяют для создания контрового или задне-бокового бликующего света. Заполняющий свет образуется этими же источниками или дополнительными.

При использовании одного источника света, когда его размещают около фотоаппарата (ил. 53,а), изображение получается плоским с узким тональным контуром. Если же применять второй источник света и цветные экраны, то Даже при тональном освещении (ил. 53,6 и в) удается получить пластичное, более объемное изображение. Использование разноцветных источников света позволяет менять цветовой строй снимка за счет образования цветных бликов и окраски тонального контура. Чем ближе расположен второй источник света к лицу фотографируемого человека, тем более широким получается окрашенный тональный контур.

Еще более объемным становится изображение при светотеневом освещении, когда электронно-импульсная лампа, создающая рисующий свет, расположена в стороне от фотоаппарата.

При передне-боковом освещении, когда направление рисующего света отклоняется от линии съемки более чем на 60°, а лицо обращено к источнику света, ббльшая часть лица оказывается затененной, изображение получается в темных тонах.

При верхнем переднем освещении представляется возможным в больших пределах изменять поворот лица без изменения тональности освещения. Однако чтобы тени не оказались излишне темными, требуется интенсивная их подсветка от фотоаппарата.

Для усиления светлой тональности на плечах и волосах фотографируемого человека создают светящиеся ореолы с помощью источника заднего и верхнего контрового света. Чтобы усилить блики и ореолы, перед объективом устанавливают светорассеивающие сетки или диффузоры.

Тональность изображения меняется не только от типа применяемого освещения, но и от экспонирования. Цветовой контраст деталей в тенях изображения при сильном уменьшении экспозиции снижается, и снимки получаются в темной тональности. При сильном увеличении экспозиции, напротив, снижается контрастность изображения в светах, и снимки получаются в светлой тональности.

Установив перед объективом цветные светоотражающие сетки красного или розового цвета, можно усилить теплые тона, если же использовать сетки зелено-голубых гонов, то на изображении усиливаются холодные тона.

Правила светотеневого освещения. Мастерство освещения заключается в выявлении характерных черт лица, в создании задуманной тональности и колорита. Причем выбор того или иного освещения не должен вызывать нежелательных эффектов, например двойных теней, появляющихся от одинаковых по яркости источников света.

Чтобы получить снимки без грубых ошибок и выявить желаемые черты лица, следует придерживаться некоторых правил.

При съемке портрета сначала выбирают участок лица, который должен быть наиболее ярко освещен. Источник рисующего света перемещают до тех пор, пока не будет наиболее ярко освещен овал лица или участок, близкий к глазам. Таким образом создается световой ключ.

Затем находят такое положение источника моделирующего света,.при котором не возникает двойных теней от носа. Чтобы нос не получился излишне широким, источник света располагают недалеко от фотоаппарата, чаще всего по другую сторону от источника рисующего света.

Выявление характерных черт лица зависит прежде всего от того, под каким углом сверху падает на лицо рисующий свет. С увеличением высоты расположения источника света тени в глазных впадинах углубляются, тень от носа становится удлиненной. Поворот лица к источнику рисующего света выбирают обычно таким, чтобы тень от носа, глубокая и резкая, не достигала верхней губы и не пересекала линию губ. Вместе с тем, если длинная тень от носа пересекает лишь один угол рта и соединяется с затененной частью скулы, она воспринимается вполне естественно.

При низком расположении источника рисующего света образуется короткая тень. Широкая и короткая тень от носа, если она контрастная и границы ее резки, создает впечатление расширенного носа. Делая границы тени более мягкими, можно достичь того, что нос будет казаться на снимке более коротким и не расширенным.

Особое внимание при портретной съемке уделяют освещению глаз. Нередко можно видеть снимки, в которых выразительно изображены линии носа, овала лица и других деталей. Однако портрет оказывается неинтересным, потому что не выделены глаза, не видны белки глаз и зрачки.

В цветной фотографии такие «слепые» портреты получаются при съемках с искусственным электрическим освещением, когда на фотографируемого человека падает прямой поток направленного света. Чтобы глаза на портрете достаточно ясно выделялись, необходимо использовать верхний свет, который образует мягкие тени под глазными впадинами, а перед фотографируемым человеком следует размещать экран, от которого отраженный свет создает блики на белках глаз и соответственно выделяет темные зрачки.

Таким образом, при смешанном портретном освещении, когда подсветка осуществляется другим по цветности светом, появляется возможность выделять цвет глаз. Например, синим отраженным светом удается подчеркнуть синеву радужной оболочки и белизну белков.

Изменяя высоту расположения источника света и регулируя светорассеивающей сеткой площадь светящейся поверхности, можно для каждого типа лица подобрать требуемое светотеневое освещение. Одновременно применяют затенители. При верхнем освещении с их помощью затеняют волосы и часть лба, а при нижнем — часть корпуса и руки.

Особое внимание уделяют освещению волос. Сложная прическа всегда более заметна на снимке, чем в повседневной жизни, даже если фотограф специально затенит ее. Желательно, чтобы прическа была как можно проще, но волосы перед съемкой должны быть тщательно причесаны. Освещение должно выделять и подчеркивать линию прически и блеск волос. Для этого используют дополнительные источники, создающие верхнее или задне-боковое бликующее освещение. Верхний свет позволяет создать светящийся ореол вокруг головы, а задне-боковой свет— подчеркнуть бликами линию и блеск волос. Интенсивность рисующего света при задне-боковом бликующем освещении ослабляется с помощью затенителей или светорассеивающих сеток, частично перекрывающих световой пучок.

Контровое рисующее освещение используют также при съемке портретов в профиль. Снимки выполняют в темной тональности. Для выявления деталей в тенях применяют дополнительную подсветку от фотоаппарата.