Цветная печать

Цветные позитивы с цветных негативов печатают на многослойных фотобумагах, обрабатываемых с цветным проявлением. Гидротипный способ печати, основанный на изготовлении путем проявления с дублением трех цветоделенных матриц с рельефными изображениями и последующим переносом водорастворимых красителей с матриц на какую-либо подложку, ввиду трудоемкости применяют весьма редко.

Способы печати подразделяют на субтрактивные и аддитивные. В субтрактивном способе изменение экспозиции каждого слоя фотобумаги осуществляют помещением в световой поток комплекта желтого, пурпурного и голубого светофильтров различной плотности. Чтобы повысить цветность фотопотока, субтрактивные корректировочные светофильтры лучше устанавливать между источником света и негативом.

Увеличение оптической плотности желтого светофильтра приводит к уменьшению интенсивности синих излучений; увеличение плотности пурпурного светофильтра—к уменьшению интенсивности зеленых излучений, а увеличение плотности голубого светофильтра — к уменьшению интенсивности красных излучений. Поэтому, если в проб-ном отпечатке явно виден желтый оттенок, для уменьшения интенсивности синих излучений следует увеличить оптическую плотность желтого светофильтра. Если же в отпечатке заметен недостаток желтого красителя (изображение с синеватым оттенком), тогда, наоборот, должна быть уменьшена плотность желтого светофильтра. Если в световом пучке не стоял желтый светофильтр при изготовлении пробного отпечатка, надо увеличить экспозицию и оптическую плотность пурпурного и голубого светофильтров.

После некоторой практики быстро приобретается опыт подбора корректировочных светофильтров по пробным отпечаткам. Главная трудность возникает в связи с длительным процессом печати и обработки фотобумаги, а также с необходимостью оценивать правильность выбора экспозиции на свету. Поэтому лучше сделать сразу несколько разных по экспозиции пробных отпечатков с одного и того же участка изображения, используя узкие полоски фотобумаги.

Существует много разных приемов, облегчающих изготовление пробных отпечатков.

Один из способов основан на применении трех мозаичных светофильтров, образуемых парой перекрестных клиньев из корректировочных светофильтров (Ж + П. Ж+Г, П+Г). Ранее этот способ использовался в комплекте с мультипликаторами-объективами. Такие объективы позволяют получать на одном листе фотобумаги большое количество мелких отпечатков, сделанных с различными комбинациями светофильтров. Этот способ не нашел распространения, так как изображения получаются столь малыми, что точно выбрать комбинацию светофильтров не удается. Кроме того, печать объективом без мультипликатора требует другой экспозиции и дополнительных проб. В упрощенном варианте способ мозаичных светофильтров сводится к тому, что пробный отпечаток делают, непос-редственно накладывая светофильтры на фотобумагу. Сравнивая два рядом расположенных поля, содержащих изображение одного и того же участка объекта, можно ориентировочно выбрать наилучшую экспозицию и комбинацию светофильтров.

Существует также способ оптического выравнивания различно экспонированных цветных негативов. При этом способе с помощью светофильтров печатаемый негатив приближается по средней плотности к некоторому негативу, для которого уже сделана проба и выбраны оптимальные условия печати. Для этого проводят измерения оптических плотностей кадра печатаемого изображения через три светофильтра (синий, зеленый и красный). Вводя в лучистый поток корректировочные светофильтры, можно подравнять печатаемый негатив по оптическим плотностям в синей, зеленой и красной зонах спектра к заранее измеренным плотностям эталонного негатива.

Опытные фотографы поступают проще: они непосредственно накладывают на негатив корректировочный светофильтр и таким образом подбирают выравнивающую фильтровую комбинацию. Этот же прием можно использовать и для уточнения плотности светофильтров по отпечатку, рассматривая его через комбинацию корректировочных светофильтров. Комбинацию подбирают такой, чтобы отпечаток был исправлен по цветовому тону. Оптические плотности комбинации уменьшают в два раза (для того чтобы учесть высокую контрастность фотобумаги), и с рассчитанной таким образом комбинацией светофильтров делают уточненные по экспозиции отпечатки. Корректировочный светофильтр следует устанавливать в пучок света, прошедший через негатив, лишь при необходимости перекрытия той или иной части изображения.

В некоторых случаях фотолюбители оборудуют фотоувеличитель для аддитивной цветной печати. Аддитивным способом цветной печати называют такой, при котором экспозиция каждого из трех светочувствительных слоев фотобумаги изменяется независимо от экспозиции других слоев с изменением интенсивности света, проходящего через синий, зеленый и красный светофильтры.

Основное преимущество аддитивного способа заключается в том. что при использовании узкозональных синего, зеленого и красного светофильтров улучшается цветоделение и в результате повышается насыщенность цветного отпечатка. При применении же светлых светофильтров, пропускающих излучения в широких спектральных зонах, этого увеличения насыщенности цветов по сравнению с субтрактивным способом можно и не заметить. Чем уже зоны пропускания синего, зеленого и красного светофильтров, тем заметнее может быть увеличение насыщенности цветов в отпечатках, особенно по сравнению с теми, которые печатают субтрактивным способом при больших оптических плотностях корректировочных светофильтров.

Наиболее простым в конструктивном решении является способ последовательной аддитивной печати через синий, зеленый и красный светофильтры. Однако этот способ наиболее труден в выборе правильной экспозиции светочувствительных слоев.

В более сложных видах печати синий, зеленый и красный свет смешивают одновременно в разных пропорциях. Во всех способах аддитивной печати необходимы экспозиционные часы и фотоэлектрическое контрольное устройство.

Следует заметить, что почти каждый фотолюбитель, занимающийся конструированием, приступает к цветной фотографии с изобретения быстрых и эффективных способов и устройств для выбора оптимальных условий печати. Такие изобретения почти всегда сводятся к использованию фотоизмерительных установок с синим, зеленым и красным светофильтрами. Однако после некоторой практики сами фотолюбители перестают пользо-ваться даже этими самыми простейшими устройствами, потому что пробные отпечатки необходимо делать хотя бы для каждой пачки фотобумаги, а кроме того, накапливается опыт, который позволяет быстро выбрать правильную экспозицию. В цветной фотографии пробы необходимы для того, чтобы сделать снимок в том или ином колорите или тональности.

Цветная печать — творческий процесс, а не технический. Изменение экспозиционных условий печати по всему кадру или по отдельным его частям — одно из основных средств достижения желаемого художественного эффекга.

Процесс развития художественной фотографии тесно связан с поисками новых технических средств печати изображений, и в этой работе главную роль отводят пробным отпечаткам, выполненным в разной манере.

Фотографу всегда хочется печатать быстро и качественно, что, конечно, естественно. Не удивительно, что он старается рационализировать свой труд и за имеющиеся в его распоряжении несколько часов отпечатать возможно больше безукоризненных но экспозиции отпечатков.

Другой фотограф, наоборот, коротает время за печатью фотоснимков, ему важны не количество хороших отпечатков разных сюжетов, а высокохудожественные и разнообразные по тону, характеру, настроению изображения. Чтобы добиться отличных результатов, надо хорошо овладеть техническими приемами.

Пользуйтесь для печати фигурными сетками, затените-лями, оптическими насадками, оттеночными и фигурными светофильтрами. Пробуйте разные варианты, только этим путем вы придете к мастерству.

Хранение цветных фотоматериалов

Заводская упаковка рассчитана на многомесячное хранение пленки в помещениях с температурой около 20° С и влажностью 40 — 60%. При длительном хранении цветных фотоматериалов происходит уменьшение их светочувствительности и возрастает цветная вуаль. Рекомендуют поэтому цветную пленку хранить при более низкой температуре (в холодильнике) и плотно упаковывать для предотвращения притягивания к ней влаги. Цветную пленку, взятую из холодильника, прежде чем заряжать в фотоаппарат, следует около двух часов подержать при комнатной температуре в упаковке, чтобы избежать конденсации водяных паров.

При пониженной температуре, в холодильнике, рекомендуют также хранить экспонированные непроявленные пленки (при температуре не выше 17— 20° С и относительной влажности 60 — 70%). В противном случае возможно увеличение вуали и понижение контрастности изображения.