FotoStar-Pro — все профессионально и качественно.. » Цвет

Цвет

Цвет

Сложное полифоническое понятие зависит от условий освещения и цветов, расположенных рядом.

Выразительные средства

Выразительные средства присущи всем видам искусства и применяются в повседневной жизни. Например, голосом можно выразить многое, и не обязательно на сцене — это может быть обычная беседа.

Еще пример. Возьмем лист белой бумаги и проведем прямую, разделив лист на две неравные части. Прямая представляет собой прямую, изображение прямой. В данном случае прямая не является выразительным средством. Мы можем рассматривать эту прямую, вращая лист вокруг оси, и каждое положение листа будет «правильным». У нас нет точки отсчета, фиксирующей положение листа. Добавим несколько пятен в каждую часть, разделенную прямой. И вот волшебным образом прямая превратилась в линию горизонта, разделяющую небо и землю. Прямая стала изобразительным средством (изображает линию горизонта). И в то же время наша прямая выражает понятие «горизонт» и становится выразительным средством. Прямая как бы отсутствует, так как горизонт — это не линия (если линия, то условная), горизонт — это место, «где сходятся небо и земля». И как выразительное средство наша прямая может быть видна (изображена), а может подразумеваться (не иметь изображения) — это зависит от художественной задачи, решаемой в конкретном случае.

Цвет

 

В замечательной книге «Фото композиция» понятия «изобразительные средства» и «выразительные средства» объединены в одну категорию «изобразительно-выразительных средств», которые, в свою очередь, разделяются натри подкатегории:

1)композиционное построение,

2) световое и тональное решение,

3) колористическое решение.

С момента выхода в свет этой книги прошло немало времени, и все это время теория и практика фотографии развивались. Но эффект от книги был столь велик, что многие авторы, писавшие на тему композиции в фотографии, автоматически повторяли эти формулировки. На самом деле все обстоит не совсем так. Попробуем разобраться в ситуации.

Можно ли представить некое композиционное построение в чистом виде, само по себе? Наверное, это будет какое-либо из полей нейтрально-серой шкалы, занимающее всю площадь кадра. Чтобы рассматривать этот объект как композиционное построение, необходимо призвать на помощь философию, культурологию, семантику, может быть, еще какое-нибудь современное интеллектуальное направление и общими усилиями превратить нейтрально-серое поле в арт-объект. В процессе «чудо превращения» понятия «композиция», «композиционное построение» будут потеряны как не укладывающиеся в концепцию.

 

 

Цвет

 

С другой стороны, трудно представить, как может существовать вне композиционного решения, например, световое и тональное решение.

Композиционное построение, то есть композиция — это нечто завершенное, если не по форме, то по выраженной мысли. Это подтверждается теорией и практикой.

Одно из определений композиции выглядит так:

«Композиция (от лат. compositio — составление, сочетание, приведение в порядок, соединение, приготовление) — основная категория художественного творчества. Композиция — это художественно-образное представление реальности, отчасти «снимающее» временное измерение (сближая универсальное и актуальное), превращающее время в пространственные отношения изображения».

Таким образом, композиция — это результат, а световое, тональное и колористическое решение (сюда же можно добавить и графическое решение) — это частные случаи композиционных построений.

Следовательно, не изобразительно-выразительные средства состоят из композиции, а композиция включает их в себя. И в процессе создания композиции одни изобразительные средства превращаются в выразительные, а другие так и остаются изобразительными, являя собой формальные элементы структуры.