Центральная композиция

Центральная композиция

Впервые взяв в руки фотоаппарат, человек интуитивно старается расположить самые важные, на его взгляд, объекты в геометрическом центре кадра. Это и есть центральная композиция. На модели сосредоточено внимание фотографа и зрителя.

При таком положении объекта в кадре человек сразу и быстро прочитывает композицию. В этом есть свое преимущество: ничто не отвлекает внимание, оно сосредоточено на главном).

Такая композиция уравновешена. Под равновесием (зрительным) подразумевается найденное фотографом соотношение правой и левой частей кадра, его верха и низа, что дает ощущение устойчивости и гармонии.

К характерным особенностям центральной композиции можно отнести статичность. Объекты, размещенные в центре кадра, выглядят статичными, даже если изображено некое движение — большая часть динамики будет утеряна. Композиция носит плоскостной характер.

Сказанное выше не означает, что центральное композиционное построение несовершенно. Нет априори плохих или хороших схем — схемы либо отвечают замыслу, либо идут в разрез с ним, в последнем случае вступая в конфликт и с содержанием.

Центральная композиция часто использовалась живописцами в жанре портрета. Располагая модель в центре полотна, они добивались максимального выделения человека из среды. Говоря фотографическим языком, они превращали модель в точку фокуса. Используя центральную композицию, мастера так ставили положение корпуса модели, разворот головы, направление взгляда, соразмерение кистей рук, что эффект статичности уходил на второй план и возникала иллюзия скрытого движения.

 

В фотографии центральная композиция структурно почти ничем не отличается от применяемой в живописи, неразрывно связана с конструкцией и сюжетом. Выбирая центральную композицию, фотограф должен точно представлять какую цель он преследует. Будет ли центральная композиция раскрывать сюжет. Я подробно останавливаюсь на этих вопросах, потому что в своей практике часто встречаюсь с изображениями, которые не могут соответствовать центральной композиции. Это прежде всего касается динамично развивающихся историй. В подобных сюжетах авторы хотят передать скорость, движение, а расположение главного объекта в центре кадра мешает правильно воспринимать фотографию. В центре кадра движение как бы замораживается и остается лишь фаза движения. С центральной композиции, как правило, начинают творческий путь любители, кто-то и став мастером не может выйти в своем творчестве из этого магического центра.

 

Центральная композиция

 

Рафаэль Санти. Портрет графа Бальдассаре Кастильоне. 1514-1515. Холст, масло. Лувр, Париж

 

Центральная композиция

 

Питер Пауль Рубенс. Дама в соломенной шляпе. Около 1625. Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон

Центральная композиция

 

Франсиско Гойя. Портрет доньи Терезы Суреда. 1804-1806. Холст, масло. Национальная картинная галерея, Вашингтон

Центральная композиция

 

Ван Гог. Главный санитар дома для умалишенных Сен-Поль. 1889. Холст, масло. Художественный музей.

Центральная композиция

 

Рене Магритт. Терапевт, 1987. Холст, масло. Музей искусств, Лос-Анджелес

 

Эти живописные работы объединяет композиционная схема — центральная. Схема прошла сквозь века, от Рафаэля до сюрреалиста Магритта. Менялось отношение художников к цвету. Менялись смыслы и философия. Менялась техника живописи и технологии изготовления красок. Менялась работа с освещением. Менялась работа с фоном. Менялись носители изображения — вместо деревянной основы появился холст. Но практически неизменной оставалась поза модели, поворот головы, взгляд, обращенный на зрителя, то есть центральная композиция.

 

Центральная композиция

 

 

Центральная композиция

 

Центральная композиция

 

 

Центральная композиция

 


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..