Бытовая музыка

Но главное: не является ли бытовая музыка своего рода верхушкой айсберга – реально звучащей частью той неслышимой музыки, что скрывается в глубинах наших повседневно-житейских переживаний?

Не углубляясь здесь в историю и теорию бытовой музыки, напомню лишь об одной сущностной черте принадлежащих ей жанров.

После работ М. М. Бахтина ясно, что всякий жанр является своеобразным запоминающим устройством: он хранит в искусстве память о той реальной жизненной обстановке, которая его породила. Музыкальный бытовой жанр прежде всего «запоминает» эмоциональную атмосферу того общежитейского эпизода, который нуждается в соучастии музыки.

Вся человеческая жизнь в известном смысле есть цепь различных эмоциональных ситуаций. Но одни из них возникают в исключительных, чрезвычайных обстоятельствах, а другие – в обстоятельствах вполне обычных (разумеется, для данного общества и в данный исторический отрезок). Скажем, общежитейские эпизоды свадеб или похорон, работы или отдыха, выполнения тех или иных привычных ритуалов порождают общежитейские же эмоциональные ситуации. Их-то и «запоминают» бытовые музыкальные жанры, запечатлевая при этом в звучании, как подчеркивал  в своих исследованиях А. Н. Сохор, наиболее общие, усредненные  очищенные от индивидуально-личных вариантов эмоции.

Напомнив эти простые истины, я хотел бы одновременно напомнить, что предпринятая во введении попытка инвентаризовать материал этих заметок привела к списку, в первой части которого перечислялись различные житейские эпизоды, а во второй – различные бытовые жанры.