Буржуазная мораль в Африке

Герой картины – дипломированный инженер, устроившийся по возвращении из Европы в великолепной абиджанской вилле, однажды навещает деревенских родственников. После этого начинается неизбежное: бесконечной чередой стекаются в виллу родственники кто с просьбой о деньгах, кто о работе, появляются даже родственники родственников, люди совершенно чуждые инженеру. Бедняк привык к тому, что его судьба зависит от милосердия богача, а здесь богачом оказался родственник.

В сущности, та же проблема поставлена и в «Почтовом переводе» Сембена (1968). Живущий в Дакарской Медине благоверный мусульманин Ибрагим Дьенг, муж двух жен и отец нескольких детей, получил от племянника, работающего дворником в Париже, денежный перевод на 250 франков. Часть этих небольших денег он попросил сохранить для него самого, часть отдать его матери и только небольшая часть предназначалась дяде. От лачуги к лачуге полетела потрясающая весть о «богатстве» Ибрагима, и друзья, соседи, родственники- все приходят с просьбами. Почитающий заветы дедов, неотступно следуя законам «африканской щедрости», Дьенг не в силах отказать им. Он раздает все, что у него было, и сам влезает в долги, чтобы не оказаться «неучтивым». Нравственная чистота Дьенга оказалась жертвой вредной традиции.

Семейный паразитизм, некогда важное средство общинной организации, в новую эпоху выступает в качестве фактора, сдерживающего инициативу и энергию людей.

Против буржуазной морали. Африканские кинематографисты осуждают в своих фильмах не только отжившие обычаи прошлого. Они показывают и проникшую на африканский континент современную капиталистическую мораль: буржуазный дух стяжательства, наживы, культ вещей, коррупцию.