Авторы бодряческих картин

Другой крайностью являются фильмы, пропагандирующие переселение крестьян в города, призывающие их покидать деревни, чтобы строить современные фабрики и заводы. Само по себе – это прекрасно; однако авторы таких бодряческих картин мало вникают в сложности и противоречия общественного развития, в результате чего их пропаганда урбанизма оказывается такой же далекой от требований жизни, как и африканский руссоизм.

Например, в полнометражном художественном фильме сомалийца Хаджи Мохамеда Джумале «Деревня и город» (1968) герой – юноша пастух Ми, который, вступив добровольцем в армию, попадает в шумный водоворот жизни современного города. Ми выглядит нелепо с копьем и щитом среди автомобилей. Первоначальный страх не рождает отвращение. Ми узнает, что такое кафе, телевизор и т. д. Все городское нравится ему. Путь в город для Ми – это путь к грамоте, к культуре, к новой жизни. Он становится офицером, женится. Переезжает в город и его мать, отказавшаяся жить по старым законам и бросившая в деревне мужа – деспота и самодура. Режиссер весьма красочно показывает преимущества цивилизации и призывает людей выхолить из саванны в города. Автор явно любуется тем, что происходит на экране. Мирно и без конфликтов течет жизнь, полное благополучие царит в доме Ми, даже любовь не нарушается здесь никакими бурями. Как и ностальгические фильмы, «Деревня и город» грешит идеализацией, только не деревни, а города. В африканском кино пока еще мало фильмов о деревне, авторы которых стремились бы к критическим обобщениям, к четкому выражению своей социальной позиции.