Архитектоничность — основное качество композиции.

 Архитектоника — внутреннее строение произведения. В композиции все элементы должны быть взаимосвязаны и представлять собой гармоничную развивающуюся структуру. Это как в часовом механизме — все элементы соподчинены: количество зубцов и диаметр колесиков рассчитаны и обуславливают точность хода. Механизм жестко детерминирован8. Но в отличие от механической системы, раз и навсегда запрограммированной в композиции, последнюю точку ставит автор, и точка эта может превратиться в многоточие, не соответствующее выстроенной архитектонике, в определенной степени разрушающей композиционный детерминизм, тем самым переводя композицию из области точных наук в область изобразительного искусства.

Можно ли с полным основанием назвать документальной фотографию какого-либо события или человека, занимающегося своим делом? Фотограф, начиная снимать документальный сюжет, будет выбирать фокусное расстояние объектива, наиболее выгодное (если не эффектное) освещение объекта, самую интересную точку съемки, другими словами, займется композиционным творчеством, что и является одной из основных составляющих профессии. Композиция — это искусственное образование, помогающее понять зрителю изображение и его значение.

Композиция разрушает документальную основу события, переводя документальное в эстетическое. Сущностью фотографии для меня является познание ритма поверхности, линий и оттенков действительности: композиция должна быть постоянно в центре внимания фотографа, служить одновременной связью, органичным упорядочением зрительно воспринимаемых элементов, — высказывался Анри Картье-Брессон, великий фотодокументалист XX века. Из цитаты понятно, что Картье-Брессона интересует не ЧТО, а КАК снято. И вот это КАК зависит не только и не столько от того, ЧТО происходит перед объективом, а от интеллектуального уровня фотографа, его сиюминутного состояния, от задачи, которую поставил перед фотографом заказчик. Одаренность фотографа, его талант также окажут влияние на конечный результат.

Между объектом и его изображением существуют два посредника: техника и человек. Технические средства в различной степени интерпретируют объект, и человек под воздействием внутренних и внешних факторов интерпретирует объект.

Присутствие человека с фотоаппаратом (назовем это явление эффект присутствия) оказывает разрушительное воздействие на документальность (в том случае, если фотограф не прячет, не маскирует свой фотоаппарат). Эффект присутствия вызывает ответную реакцию у тех, кого пытаются сфотографировать. Персонажи надевают маски, пряча свое я. У фотографа нет времени и возможности исследовать внутренний мир героя в быстропротекающем режиме документальной съемки. В этом случае фотограф вынужден идти по поверхности, опираясь исключительно на формальные приемы, позволяющие сделать эффектный кадр в предлагаемых обстоятельствах. И чем лучше подыгрывает персонаж, презентуя фотографу свою маску, тем выразительнее будет фотография, украшенная талантом фотографа, его умением работать с освещением, способностью компоновать изобразительный материал, специфическим видением пластического рисунка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..