Активная роль женщины в развитии Африки

В «Эмитае» (1971) Сембена именно женщины отказываются платить налог колонизаторам – отдать им рис. Автор показывает их непоколебимую решительность в борьбе. Среди мужчин нашлись такие, кто готов пойти на капитуляцию под предлогом требований религии, среди них царит растерянность и смятение. А женщины, желающие сохранить рис, оказывают мужественное сопротивление французам. Они и являются коллективным героем фильма.

Активную роль женщины в развитии Африки утверждает в своих фильмах сенегалец Махама Траоре. После «Дьянка-Би» («Девушка») и «Дьеге-Би» («Женщина»), показывающих типическую судьбу женщины, он создает острый фильм «Нжангаан» (1974), где женщина-мать сначала лишь робко возражает против того, как распоряжаются судьбой ее сына, которого отец отдает в религиозную школу, а когда сын погибает там, решительно восстает против обычаев, считавшихся нерушимыми. Правда, пока это бунт чисто эмоционального, а не политического характера.

В его же фильме «Гарга МБоссе» (1974) есть любопытные сцены жизни сельского рабочего, профсоюзного активиста, который в своей общественной деятельности способствует прогрессу, но в быту придерживается старых взглядов. Его жена, горожанка, политически более развитая,, острее ощущает необходимость перемен.

В полнометражной картине гвинейца Мохамеда Ламина Акена «Сержант Бакари-Вулен» (1968) главный герой, находясь на службе во французской армии, в течение нескольких лет выплачивал будущему тестю и теще выкуп за невесту, с которой был помолвлен еще ребенком. Вернувшись на родину, где произошли глубокие перемены, он был очень удивлен, узнав, что порочная система выкупа, также, как и насильственный брак, уничтожены. Его невеста за это время закончила курсы учителей и вступила в молодежную прогрессивную организацию. Она не хочет выходить замуж за человека, которого не любит. Тупой солдафон не желает принимать свершившееся. В финале он зверски избивает, а может быть, и убивает девушку.