Ахроматические тона и оттенки цвета

Цвета делятся на две группы. Первую составляют ахроматические тона: белый, черный и все промежуточные между ними серые тона от светло-серого до темно-серого, едва отличимого от черного; вторую — хроматические тона: синие, зеленые, красные и др.

Ахроматические тона не имеют насыщенности, а все хроматические тона отличаются большей или меньшей насыщенностью цветового тона. Ахроматические цвета принято называть тонами. Например, рассматривая воспроизведение цвета в черно-белой фотографии, говорят о «тоновоспроизведении», т. е. о воспроизведении тонов серой шкалы. Когда же речь идет о цветовых тонах, говорят об оттенках цвета: синих, зеленых и др. Таким образом, вместо термина «цветовые тона» часто употребляют термин «оттенки цвета». Говоря о воспроизведении гонов, в цветной фотографии имеют в виду воспроизведение светлоты всевозможных, в том числе и хроматических цветов.

Глаз человека при хорошем освещении в состоянии различать до 64 отдельных серых тонов. Примерно столько же ступеней светлоты мы можем видеть в теневых рядах малонасыщенных цветов. При уменьшении освещенности количество различимых оттенков цвета и их насыщенности тоже уменьшается. Приблизительно можно считать, что при уменьшении освещенности в десять раз количество различимых градаций по светлоте сокращается в два раза. Если при ярком освещении мы видим до 64 градаций светлоты, то при слабом освещении мы различаем не более 32 градаций, а при очень слабом освещении до 16 градаций; тем не менее участки, окрашенные черной краской, мы видим при этом черными, а окрашенные белой краской—белыми. Примерно в два раза уменьшается и количество различимых градаций насыщенности: если при ярком освещении мы видим до 10 градаций, то при слабом — не более 5 градаций.

Когда говорят об изображении участков, близких по светлоте (по тону), то употребляют термин полутона. На хорошем снимке можно видеть полутона как в глубоких тенях, так и в светах объекта.

Одна из главных задач художественного отображения заключается в передаче многообразия полутонов. Преимущественное усиление контраста полутонов в светах или, наоборот, в тенях изображения определяет его тональность. Таким образом, изображение можно сделать либо в светлой тональности,либо в темной. Если в изображении переданы контрастно светлые полутона, например различные участки лица, то изображение получается в темной тональности. Если же детали в тенях переданы контрастно, а светлые детали — менее контрастно, изображение получается в светлой тональности.

Обозначение цветов на цветовых графиках. Чтобы наглядно представить множество цветов того или иного оригинала и оценить их воспроизведение в цветной фотографии, обычно используют графические способы отображения цветов в трехмерном пространстве (3,а) или на плоских цветовых графиках (рис. 3,6). Так как цвет определяется тремя характеристиками — цветовым тоном, насыщенностью и светлотой, он может быть обозначен точкой в трехмерном пространстве. Для этого по центральной оси изображают ахроматические тона от черного до белого, а вокруг этой оси располагают линии теневых рядов, исходящие из черной точки.

Линии теневых рядов с максимальной насыщенностью различных цветовых тонов образуют конус, внутри которого размещаются цвета меньшей насыщенности. Теневые ряды наиболее насыщенных цветов ограничивают цветовое тело реально существующих и видимых при данном освещении цветов.

Если конус реальных цветов рассечь плоскостью, перпендикулярной ахроматической оси, получим график цветности. Все реальные цвета на таком графике ограничены цветовым треугольником. Эта плоскость, нормальная к ахроматической оси, называется плоскостью цветности. Наиболее насыщенные спектральные цвета расположены на линии, ограничивающей цветовой конус и называемой локусом. Линия В в цветовом конусе соответствует цветам монохроматических излучений мощностью 1 Вт.

В цветовом графике (рис. 3, б) каждый цвет обозначается одной точкой с координатами цветности (х, у). Расстояние от этой точки до центральной точки ахроматических цветов характеризует чистоту цвета, которая соответствует зрительно оцениваемой насыщенности цвета. Зрительно оцениваемый цветовой тон соответствует на таких графиках спектральным цветам.

Если конус реальных цветов рассечь плоскостью, содержащей   центральную   ось   ахроматических   цветов.

получим графики дополнительных цветов. Значения яркости обозначают вдоль ахроматической оси.

Цветовой график и графики дополнительных цветов служат для определения цветовых различий между сравниваемыми цветами, например для обозначения различий между цветами оригинала и его фотографическим изображением. Наряду с цветовыми графиками, на которых цвета обозначают по результатам инструментальных (объективных) измерений, для этой же цели используют цветовые таблицы—наборы разноокрашенных образцов. Такие наборы эталонированных образцов составляют цветовые атласы. Наиболее известным является атлас цветов, в котором разноокрашенные эталоны расположены по принципу равного приращения цветового тона, насыщенности и светлоты. Наборы разноокрашенных эталонов позволяют сравнивать и соответственно обозначать все исследуемые образцы при любом виде освещения, чего достичь по результатам объективных измерений не удается.