Африканское проблемное кино

Таким образом, африканское проблемное кино можно делить на: а) морализаторское и б) политическое.

В африканской культуре не существует «искусства для искусства». Африканское искусство всегда функционально, будь то кино, музыка или скульптура. Оно зависит от вполне определенных потребностей, от определенной ситуации, церемониала, обычаев и традиций. В этом одна из причин того, что кино Черной Африки так быстро преодолело опасность ложно понятого «интеллектуализма», являющегося лишь формой самовыражения художника, опасность отрыва от зрителей. Фильмы, которые в плане эстетическом характеризуются условностью и отвлеченностью, появлялись лишь в первые годы становления африканского кино и вскоре почти исчезли. Вначале казалось, что режиссеры, получив в руки камеры, ранее монополизированные людьми Запада, в страстном порыве к самовыражению спешат овладеть эстетикой устаревшей или чуждой. Они демонстрировали умение владеть языком кино, а не поиск оригинальных и самобытных форм.

Среди фильмов этой группы, например, короткометражка режиссера из Чада Эдуарда Сайи «Третий день» (1966), автор которой полностью отдается формальным поискам. Таковы же и пятнадцатиминутная лента камерунца Юрбена Диа-Мокури «Точка зрения № 1», и короткометражка режиссера из Берега Слоновой Кости Тимите Бассори «На дюнах одиночества» (1964), и его полнометражная картина «Женщина с ножом» (1969).

Склонный к несколько вымученным психологическим проблемам, акцентирующий внимание на собственных переживаниях, Бассори пользуется чуждой широкому зрителю западной эстетикой и остается далеким от его интересов и нужд. Не спасают ни авторская фантазия, ни изобразительные достижения.