Африканский рабочий класс

В короткометражке мальгаша Бенуа Рамампи «Несчастный случай» (1973) юноша из богатой семьи, «папенькин сынок», превысив скорость, сбивает на своей машине мальчика из бедной семьи, и тот вскоре умирает в больнице. А молодой лихач возвращается домой, где родители всячески утешают его, чтобы он об этой неприятности поскорее забыл. Предусмотренное законом наказание он избегает благодаря связям папаши-хирурга и вскоре улетает в Европу продолжать образование. Много времени спустя отец жертвы – безработный – получает повестку о штрафе за пьянство.

Снятая в простой и скромной манере, без операторских изысков и ложного пафоса, картина производит яркое и острое впечатление. Ее тема классовое расслоение общества. Она говорит о двух видах отношения к человеку в зависимости от того, богат он или беден. Гнев автора сдержан, но он создает в своей ленте атмосферу такого спокойствия, которое предвещает самую страшную грозу.

Африканский рабочий класс пока еще малочислен, недостаточно зрел и плохо организован. Промышленных рабочих на континенте всего один-два процента самодеятельного населения. Это рабочие «первого поколения». Но они уже становятся источником социальных конфликтов в Нигерии, Сенегале, Нигере. Пока африканский экран запечатлел лишь картины эксплуатации рабочих в «Бронзовом браслете» Т. Ава, в «Тау» У. Сембена, где показаны сцены, ежедневно разыгрывающиеся у биржи труда.

Лидером политического кино Африки по праву можно назвать Усмана Сембена. Полемист, обличитель, художник, он с первого же своего фильма начал обращаться к политическим темам. В «Бором Сарет» («Человек с тележкой», 1963) он рассказал о трудном дне извозчика, о лишениях, которым подвергаются самые низшие слои населения. Свою лошадь и телегу он вынужден оставить в качестве залога, так как подвергся штрафу за то, что переехал границу между Дакаром бедных и Дакаром богатых, заплатить который у него нет денег. Он приходит домой с пустыми руками и садится нянчить ребенка, которого ему поручает жена, решившая пойти на панель, чтобы накормить семью. В «Бором Сарет» были затронуты все те темы, которые Сембен развил в следующих своих фильмах.