Африканские кинематографисты

Африканские кинематографисты инстинктивно пришли к тем же формам отношений со зрителями, которые поддерживает со своей аудиторией гриот-сказитель, собирающий   вокруг   себя до велика. Они сами объезжают с оборудованием всю страну вплоть до маленьких деревень, что читателям только ползать картины зринеш  и обсудить их. Гриоты нынешних  времен – боевитые,  резкие воодушевляют зрителей на дискуссии, сами вызывают их, объясняют, критикуют, клеймят позором. При просмотре фильмов на деревенских площадях, на улицах, в кафе возникают стихийные споры. Именно эти дебаты, в которых режиссер и публика свободно и откровенно обмениваются мнениями, позволили Усману Сембену назвать кино «вечерней школой Африки». Споры! после сеансов вызывают раздумья над конкретной действительностью, пробуждают национальное самосознание. Закономерно поэтому то, что Уеман Сембен, Умару Ганда, Момар Тиам, Тидиан Ав и многие другие появляются в тот или иной момент в кадрах своих фильмов. Это – все от той же необходимости войти в контакт со зрителем, физически ощутить аудиторию, слиться с ней.

Почти с самых первых своих шагов африканское кино стало пользоваться тем же языком, на котором находит выражение устная традиция. Африканское искусство на иностранных языках неизбежно в той или иной степени поворачивается спиной к народу, его специфичности и привычному способу выражения. Нельзя браться за возрождение национальной мысли, служащей интересам и отвечающей видению мира африканских народов, оставив в стороне культурную традицию, находящую выражение в языке. Полноценное, оригинальное, независимое и народное африканское кино не могло бы существовать вне языков народов Черного континента, то есть вне африканского способа выражения.