Африканские государства

Расизм, от которого страдают живущие во Франции африканские рабочие, разоблачает в своей документальной короткометражке «Джунгли» (1970)  сенегалец Жан-Клод Курран.

Нигерец Инусса Уссейни, по образованию социолог, в фильме «Как красив Париж» (1974) рассказывает о драматической судьбе африканца, прибывшего незаконным путем на заработки во Францию. Автор и разоблачает миф о «райском житье» африканцев в Европе, и разрушает иллюзию о том, что все африканцы – братья, как это утверждают идеологи негритюда. По словам Уссейни, «классовая борьба идет всюду, в том числе и внутри африканских обществ».

Связи, соединяющие буржуазию бывшей метрополии с классом, стоящим сейчас у власти в ряде бывших колоний, великолепно показывает мавританец Мед Хондо в фильме «Негритосы, ваши соседи» (1974). Их толково и остроумно объясняет молодой африканский интеллигент своим сородичам в парижской вечерней школе для рабочих-эмигрантов. Так же как и в предыдущей своей картине «О, солнце», Мед Хондо последовательно объясняет экономические и политические причины, заставляющие десятки и сотни тысяч людей оставлять их страны и направляться в поисках заработка в бывшие метрополии. Колониализм оставил Африку в состоянии такого экономического хаоса, что всем работы не хватает. Таким образом, с одной стороны – африканские государства, имеющие резерв незанятой рабочей силы, с другой – Европа, нуждающаяся, как поет в своей песне Жак Брель, в помощниках кочегаров. «Тогда подметайте Францию», иронизирует Мед Хондо в фильме «О, солнце». Во Франции, кстати, и находится больше всего эмигрантов из Черной Африки, занятых самым тяжелым и низкооплачиваемым трудом.