1989 год

1989 год

«Под композицией следует понимать всю систему рисунка, весь изобразительный строй снимка, созданный художником для достижения четкости и выразительности художественной формы и раскрытия идейно-тематического содержания картины. Композиция в таком широком понимании есть сочетание всех элементов сюжета и рисунка в фотоснимке с учетом смысловых нагрузок на отдельные компоненты кадра-картины. Композиционный рисунок определяется размещением фигур и предметов на картинной плоскости, характером и направлением происходящего в кадре движения, расположением основных линий и светотональных масс, ритмическими повторами, элементами перспективы и проч. Работа над композицией кадра приводит все эти элементы в определенную гармоническую систему, делает ясным и четким рисунок изображения, через который выражается с необходимой полнотой содержание картины», — писала в 1989 году Лидия Дыко.

 

1989 год

 

Фотография. Конец XIX в. Собрание Николая Жолудева

 

В этом определении-осмыслении композиции четко просматривается давление теории живописи с трактованием фотографического изображения как картины. Если кадр есть полотно, то зачем он вообще нужен? Не лучше ли обратиться непосредственно к живописи? Отсюда же происходит и прижившийся термин «фотохудожник»: вроде бы уже не фотограф в смысле исключительно технической фиксации объектов, но и не совсем художник.

Такому определению композиции соответствует творчество, например, художников-передвижников. Можно вспомнить картину Ильи Репина29 «Не ждали». С точки зрения определения композиции — это почти фотография, но фотографии никогда не достичь той глубины пластической драмы, которая разворачивается на полотне.

 

1989 год

 

Фотография. Конец XIX в. Групповой детский портрет. Собрание Николая Жолудева

 

В том же 1989 году два других автора предложили «называть композицией уровень, на котором приводятся в движение стилевые массы материала».

Интересно, что авторы говорят о динамике композиции, акцентируя это свойство и ставя знак равенства между литературоведением и искусствознанием (в книге под «стилевыми массами» подразумевается словесный материал). Это выводит композицию в изобразительных видах искусства — в частности, в фотографии — на качественно новый уровень. Композиция может рассматриваться как динамично развивающийся сюжет со всей структурой, созданной еще Аристотелем.

И хотя прямые аналогии между композицией литературного произведения и композицией в фотографии вызывают некоторые сомнения, тем не менее экстраполяция элементов структуры литературного произведения на фотографию не только оправданна, но и необходима. Фотография теснейшим образом связана со многими видами искусства. По теории композиции в фотографии написано мало, и в основном это перепевы и заимствования из теории композиции в живописи. Книга Михалковича и Стигнева «Поэтика фотографии» выглядит приятным исключением, но, как следует из названия, она посвящена поэтике, а не композиции. Подавляющее большинство текстов на эту тему, выложенных в Интернете, представляет собой практические советы, часто не соответствующие действительности, непрофессиональные и всегда вторичные.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..